Главная Карта сайта Контакты

Бал, маскарад и другие развлечения в истории русской культуры

Кадетский досуг

Для молодых людей XIX—начала XX века кадетские корпуса являлись наиболее предпочтительными на пути становления военной карьеры, поскольку эта карьера давала возможность отличиться и на государственной службе. К началу XX века в трех десятках корпусов, расположенных по всей территории Российской империи, обучалось и воспитывалось более 12 000 человек. Имевшие почти одинаковый внутренний распорядок дня и следовавшие единой системе образования детей, эти заведения выпускали дисциплинированных будущих офицеров, готовых пожертвовать собой ради своего отечества и воспитанных в идеях непоколебимой преданности царю.

Согласно «Положению о кадетских корпусах», высочайше утвержденному 14 февраля 1886 года, основным предназначением этих военно-учебных заведений считалось «доставлять малолетним, предназначенным к службе в офицерском звании и преимущественно сыновьям заслуженных офицеров, общее образование и соответствующее их предназначению воспитание».1 Поэтому неудивительно, что получить в недалеком будущем офицерские погоны стремились выходцы из семей военнослужащих. Ко всему прочему, возможность получения бесплатного образования побуждала многих офицеров определять своих сыновей именно туда. «Кто мы такие, кадеты?» — задавался вопросом воспитанник Одесского корпуса. «В подавляющем числе сыновья простых армейских офицеров, скромно служащих своему Отечеству в глухих городишках великой Империи», — так или почти так на этот непростой вопрос отвечали многие молодые люди. Видеть роскошь и богатство — удел немногих защитников отечества. Однако пойти по отцовским стопам, стать такими же скромными офицерами и простыми «Вашими Благородиями», ставилось выше благ материальных.2

Создавая кадетские корпуса, правительство дореформенной России прежде всего учитывало интересы дворянства, которое требовало для себя право служить в армии только в офицерском чине. Количественные данные сословного состава воспитанников за 1881, 1900 и 1912 годы, приведенные историком С. В. Волковым, наглядно показывают, что во всех корпусах страны дети потомственных и личных дворян составляли наибольший процент от общего числа.3

Несмотря на то что у потомственных дворян поле деятельности было достаточно широким, военная карьера для них оставалась наиболее типичной.

Получить кадетский аттестат зрелости можно было как на бесплатной, так и на договорной основах. В связи с этим все воспитанники разделялись на три категории: своекоштных (за них вносили плату родители или опекуны), стипендиатов (учились на средства от частных лиц и различных учреждений) и казеннокоштных (за счет государства). Эта градация по вносимой плате была отнюдь не единственной; форма обучения тоже не утверждала монополию — условия интерната и экстерната подробно оговаривались в «Положении...».

Интерны в течение учебного года жили в стенах родного корпуса, обеспечивались питанием, обмундированием и учебными пособиями. Экстерны, или, как еще их называли, приходящие ученики, посещали только занятия. Подобным образом учился будущий русский композитор Александр Скрябин, став в 1882 году воспитанником 2-го Московского кадетского корпуса. В числе воспитателей этого заведения был дядя Скрябина — Владимир Александрович, окончивший военное Александровское училище. Излишне говорить, что к вопросу кадрового состава командование кадетских корпусов относилось со всей долей ответственности.

Возврат к списку


Облака
Крестики-Нолики
Лиса
Лети
Алло, земля!
С Новым годом, Страна!
Если хочешь
Я найду тебя
Прости
Стань ближе