Главная Карта сайта Контакты

Бал, маскарад и другие развлечения в истории русской культуры

Ассимиляция бальных танцев в России

Бальные танцы, перенесенные в Россию из Европы, превосходно ассимилировались на русской почве и вызвали огромную волну как подражаний, так и оригинальной музыки. Наряду с песнями и романсами, бальная музыка является зеркалом русского быта и русской культуры. При этом бальная музыка служила не только развлекательным целям, но и выполняла в какой-то мере «просветительные» функции. Она не была изолирована от более «серьезных» жанров, таких, как опера и балет, а, напротив, постоянно сопровождала их. Танцы на темы опер сопутствовали каждой значительной театральной постановке и отражали вкусы публики. Музыка «серьезного» и музыка «легкого» жанра существовали рука об руку и питались взаимными достижениями, между ними не было непроходимой границы, характерной для нашего времени. Кроме того, музыка бальных танцев взаимодействовала и с русскими песнями, порождая своеобразные «гибридные жанры» — французские кадрили и прочие европейские танцы на темы народных песен. Это были первые шаги — пусть примитивные и робкие — к синтезу разных культурных традиций, попытка освоения западноевропейских жанров и перевода их на свой родной язык.

Наконец, бальная музыка имела не только прикладное значение. Она в значительной степени способствовала становлению домашнего бытового музицирования, породив новое для России направление легкой музыки.

Наконец, немаловажны и весьма существенны достижения бальной музыки непосредственно в области музыкального языка, ритма, инструментовки. Стасов писал об этом в 1847 году: «Танцевальная музыка, точно какая-нибудь беллетристика, сблизила с общественным понятием весьма многое, казавшееся в настоящей музыке темным; она начала образовывать уши большинства публики музыкальным образом посредством своих легких популярных форм <„.> Теперь в партитуры танцевальной музыки вошли все самые замысловатые эффекты больших партитур, и иному сочинителю настоящей музыки стоило бы крепко призадуматься над страничками вальсов, полек и шестых кадрильных фигур. С этой стороны успехи танцевальной музыки <...> истинно изумительны. Мы даже твердо убеждены, что этот предмет требовал бы весьма серьезного и притом весьма подробного обсуждения».33

Гибкая соотнесенность жанров, их взаимообусловленность и гармония — удивительное свойство музыкальной культуры той эпохи. Именно это обстоятельство делает бальную музыку уникальным объектом изучения, с помощью которого можно постичь законы формирования и функционирования жанров и их постоянного «круговорота» в культуре.

Возврат к списку


Облака
Крестики-Нолики
Лиса
Лети
Алло, земля!
С Новым годом, Страна!
Если хочешь
Я найду тебя
Прости
Стань ближе