Главная Карта сайта Контакты

Бал, маскарад и другие развлечения в истории русской культуры

Полька

В 1850-х годах польки становятся непременным атрибутом садовых концертов. Без полек не обходился ни один концерт И. Штрауса в Павловске. Нередко для большего оживления в польки вводились звукоизобразительные эффекты. Так, в исполнявшейся в летних концертах в Павловске «Паровоз-польке» изображался звук постепенно приближающегося паровоза. Эта полька неизменно вызывала восторг публики. Как писал «Листок для светских людей», эта полька, также как и «Галоп-паровоз», «разделяет музыкальные почести вместе с симфониями Бетховена, и, признаться ли, нравится публике гораздо более их.

Этот галоп всегда начинается и кончается при общих радостных приветствиях, и каждый раз громко требуют его повторений».32 В «московской» польке под названием «С легким паром!» своеобразной изюминкой была необычная звуковая партия — «шипение пара», а также колокольчики. (Для ее исполнения, видимо, был задействован паровой котел, а может, самовар.) Существовала даже «Смех-полька»! Последняя была с текстом, состоящим всего из двух междометий «ха-ха». Эту польку, как указано в нотах, исполняли Аделина и Карлотта Патти.

Существовали ли польки на чужие темы, подобно полонезам, мазуркам и кадрилям? Они встречались крайне редко. Дело в том, что быстрый темп польки и ее четкий акцентированный ритм, а также ее «несерьезный» характер, проявляющийся в игривых форшлагах, стаккато и т. п., препятствовали «трансплантации» в польку какой-либо заимствованной музыки. Композиторы предпочитали писать польки на свои собственные темы. Исключения встречаются крайне редко. Помимо уже упомянутого «Соловья», это Полька на мотивы из оперы «Русалка» Даргомыжского, аранжированная Конст. Лядовым. Полька на мотивы «Русалки» основана на мелодиях из ариозо княгини «Отныне буду я твоей» и из дуэта Наташи и Князя «Пускай отрубил бы» и «О, боже, он уехал».

Быстрый темп, двудольный размер, шутливые «подпрыгивания», подчеркнутые задорными форшлагами — вот характерный «музыкальный портрет» польки того времени.

Польки писали Алябьев, Даргомыжский и Глинка. В одной из полек Алябьева — «Северной польке» — в среднем разделе звучал знаменитый «Соловей», своеобразная «визитная карточка» композитора.
=

Возврат к списку


Облака
Крестики-Нолики
Лиса
Лети
Алло, земля!
С Новым годом, Страна!
Если хочешь
Я найду тебя
Прости
Стань ближе