Главная Карта сайта Контакты

Эстетическая деятельность человека

Искусство как форма эстетической деятельности

Во все времена художники, поэты, музыканты стремились передать красоту окружающего мира, поделиться с другими людьми своими мыслями, чувствами. Искусство - это вечно прекрасный мир. Обратимся к фрагменту стенной росписи из египетской гробницы в Фивах. С шумом взлетают из зарослей тростника на берегу Нила потревоженные птицы. Воздух трепещет и окрашивается множеством разноцветных крыльев. В зарослях охотится дикая кошка. Внизу, в прозрачной воде, проплывают разнообразные рыбы...

В картине переданы с необыкновенным вниманием детали пейзажа. При этом древнеегипетский художник сумел создать целостность общего впечатления. Эту роспись можно охватить сразу -с одного взгляда, а можно долго рассматривать и замечать все новые подробности. Перед нами предстает развернутое изображение жизни в Древнем Египте 4000 лет назад. Несмотря на древность, свежи и ярки краски, переданы колебания тростника на ветру, вся картина полна движения.

Можно ли считать красивой Шапку Мономаха XIV в. из коллекции Оружейной палаты Московского Кремля? Этой шапкой венчались на царство многие Великие Московские князья. Эта реликвия -произведение декоративно-прикладного искусства. Как только человек научился делать вещи, он начал их украшать. Так родился орнамент на посуде, одежде. Художники декоративно-прикладного искусства и дизайна также привносят красоту в мир вещей. В первом и во втором случаях разные формы активности человека в мире, разные виды человеческой деятельности.

М.С. Каган в книге «Человеческая деятельность» обращает внимание на два обстоятельства, характерных для поиска определения сущности искусства:

«Первое состоит в том, что каждое из предлагавшихся определений - трактовка искусства как способа познания реальности или как воплощения идеала, как отражения действительности или как самовыражения художника, как связи человека с Богом или как связи человека с человеком, как игры или как формотворчества - было в какой-то мере справедливым, а в какой-то неосновательным. Вторая любопытная особенность истории теоретических поисков «тайны" искусства состояла в том, что каждое из предлагавшихся его определений оказывалось<...> приложением к искусству определения какой-то иной формы человеческой деятельности - науки (если искусство определялось как род познания), языка (если оно трактовалось как особая знаковая система), игры (если в нем видели способ получения удовольствия), техники (если его рассматривали как форму сознательной деятельности), морали (если ему приписывалась дидактическая функция) и т. д.».

Автор провозглашает специфическую художественную ценность искусства, его неповторимость, самостоятельность и несводимость ко всем иным формам деятельности. Он преодолевает однобокое толкование искусства и механически-эклектичное сочетание разных его характеристик, но в рамках своей концепции. Суть ее состоит в том, что художественное освоение мира выступает синкретичным единством четырех основных видов деятельности: познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, коммуникативной. В искусстве, по мнению автора, происходит нечто удивительное и труднообъяснимое -органичное слияние и полное совпадение названных четырех видов деятельности и зарождение пятой - неразложимой и целостной. Возникающее новое интегративное качество художественности мы ощущаем при чтении, например, романа Толстого «Война и мир», слушании оперы Моцарта «Волшебная флейта». Каждый образ и все произведение воспринимаются во взаимопроникающем единстве познавательных, поэтических, конструктивных его качеств. Важно подойти углубленно к проблемам художественной деятельности, с позиций философской диалектики части и целого. Анализ диалектической взаимосвязи части и целого - важный методологический принцип научного познания художественной деятельности.

Возврат к списку


Облака
Крестики-Нолики
Лиса
Лети
Алло, земля!
С Новым годом, Страна!
Если хочешь
Я найду тебя
Прости
Стань ближе